Описание психотипа Spectrum: романтик
Описание психотипа
Чего боится?

Ответственности, открытой конкуренции и риска. Романтик не любит выделяться из толпы, ему комфортнее не высказывать мнения и тем самым — не привлекать к себе внимания.

Как рискует?

Неохотно и вынужденно, по возможности избегает рисков. Если другого выхода нет — долго сомневается, нервничает и старается максимально снизить ставку.

Как общается?

Деликатно и осторожно. Романтик реагирует на все нюансы и оттенки речи. Он предпочитает камерное, теплое общение.

Как принимает решения?

Эмоционально, робко, опираясь на свои чувства. Ранимый и неуверенный в себе романтик долго сомневается в выборе и избегает ответственности за результат.

Как мыслит?

Непоследовательно и ситуативно. Романтик склонен к частой смене точки зрения, ему легче принять авторитетное или общественное мнение.

Как тратит деньги?

Осторожно, не рискуя большой суммой. Романтик выбирает наиболее распространенные товары. Товары, привлекающие романтика, чаще популярны и носят бытовой характер.

К каким когнитивным искажениям склонен

Конформизм — следуют за большинством.

Подчинение авторитету — склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.

Также: неприятие потери, иррациональная эскалация, неавтономность.

Какие слова могут привлечь?

Уважение, гармония, принадлежность, красота, комфортный, защищенность, детский, благополучие, энергично. Больше слов – здесь.

Визуальные триггеры

«На автопилоте» могут лучше воспринимать изображения с более светлой или более «теплой» суммой цвета.
Для романтика самое актуальное, с одной стороны, – это семья и дети, традиции, социальное одобрение. С другой стороны – им чрезвычайно необходимо жить в соответствии со своим мировоззрением. Романтики очень хорошо понимают эмоции, поэтому великолепно чувствуют фальшь и ложь, неискренность, однако оглашать неправду им мешает приоритет на личную безопасность, щадящее отношение к людям (эмпатия, мудрость), нежелание привлекать к себе внимание. Скорее они выскажут свое мнение в приватной беседе близкому человеку.

Отношение к традиции у романтиков очень сердечное, основанное не на логике следования за большинством, а на чувствах. Переубедить романтика логическими аргументами сложно. Для того, чтобы романтик изменил точку зрения, он должен увидеть и прочувствовать последствия своих решений или убеждений.

Романтики – это вторая, после консерваторов, «мягкая сила», цементирующая основы общества. Их часто можно встретить в здравоохранении или сфере услуг. Они хорошо понимают людей и поэтому способны не выгорать на позициях, связанных с работой с людьми.

Романтики склонны делегировать другим ответственность за принятие решений: часто следуют за большинством и не доверяют себе. Из-за своей ориентации на чувство могут быть непрактичными, например покупать подешевле, но не угадывать с качеством товара, склонны больше доверять мнению продавцов-консультантов.

По нашим исследованиям, романтиков больше среди зрелых женщин.
Рекомендации по коммуникациям
Tone of voice должен быть мягким, лексику необходимо насыщать эмоциями. Call to action не должен форсировать покупку и принятие решения. Чтобы продлить LTV, необходимо показать, что бренд ценит людей выше, чем деньги, ко всем относится доброжелательно. Нужно следить за отзывами и своевременно отрабатывать негатив, романтики такое активно мониторят. Менеджеры на местах должны быть подготовлены для коммуникаций с романтиками: уметь распознавать таких покупателей и выдерживать необходимый тонус в общении на всем пути клиента (в частности, не давить на покупку).

В креативах можно делать акценты на комфорт, уют, гармонию семейной жизни, на детях, экологичности. Очень хорошо – проводить социальные мероприятия и выкладывать о них отчеты. Как активные «строители сообществ» романтики высоко оценят такую вовлеченность бренда в жизнь сообществ.

Для привлечения внимания в статичных креативах используйте мотивы движения и ощущений.

Очень хороший триггер-усиление УТП для этого психотипа – выгодное предложение с истекающим сроком.

Романтики любят лайфхаки из разряда «как сделать дешево и красиво» – можно публиковать соответствующие подборки.

Романтики хорошо читают женские журналы. Они высоко ценят безопасность, привычные методы хозяйствования. Хороший ход – привлечение для рекламы медийных персон – без сомнения подходит для этого психотипа на 100%.


Романтик в других типологиях
Согласно изысканиям и модели 16-ти личностных факторов Реймонда Кеттела, для романтиков характерны конфиденциальность (уважение к частной жизни, сдержанность, проницательность, приватность, изысканность, светскость, дипломатичность), незащищенность (тревожность, неуверенность и сомнения в себе, беспокойство, склонность к чувству вины, самобичевание), теплота (общительность, внимательность к другим, доброта, легкость на подъем, любовь, участливость к людям, заботливость, эмпатия, эмоциональный интеллект), чувствительность (естественное внимание к эстетике, сентиментальность, нежность, интуитивность, утонченность), абстрагированность (наличие богатого воображения, рассеянность, непрактичность, поглощение идеями).

По модели Шварца для романтиков характерны типы ценностей: универсализм (внутренняя гармония, красота, мир вокруг, социальная справедливость, равенство, защита окружающей среды, единение с природой, широкие взгляды, мудрость), доброжелательность (лояльность, полезность, прощение, смысл в жизни, духовная жизнь, зрелая любовь, ответственность, настоящая дружба, честность), традиция (скромность, отстраненность, умеренность, принятие своего места в жизни, набожность, уважение к традициям), соответствие (вежливость, послушание, честь, самодисциплина).

В типологии Большая Пятерка (Big Five), для романтиков характерны низкая открытость при высокой доброжелательности.

В типологии MBTI романтики пересекаются с SF-типами. Для них характерна комбинация доминирующих функций ощущения и чувства. SF склонны подходить к жизни и работе с теплотой, ориентированной на людей, им нравится сосредотачиваться на реальности и работе, требующей практического подхода. Их часто можно найти в сфере социальных услуг и там, где требуется сочувственное отношение к людям (например, в медицине). Их, как правило, меньше интересует карьера, требующая аналитического и безличного подхода к информации и идеям.

В типологии DiSC для романтиков характерны эмоциональные (чувственные) стили: экстравертные i и интровертные S. Несмотря на то, что среди романтиков есть как экстраверты, так и интроверты, мы можем выделить чистый S-тип, как в целом более отражающий дух Романтика. Если вкратце, то это означает, что в благоприятной обстановке романтики будут проявлять себя в среднем менее активно.

Согласно базовым ценностным ориентациям Psychea ©, для романтика важны благополучие, социум, принадлежность, миролюбие, защищенность.

Также, по сегментационной модели Psychea © (привязана к стратегиям Раменского-Грайма) романтики относятся к печальным эстетам (рудералы), стремящимся (рудерал-патиент).

«Рудералы» или «эксплеренты» в системе типов стратегий Раменского-Грайма – это «сорные» растения и организмы, которые в животном мире ассоциируются с шакалами. При серьезных нарушениях среды обитания виолентов рудералы занимают их место либо дают кратковременную вспышку популяции вследствие сезонного ослабления «силовиков». Кроме того, они занимают стабильные природные ниши, в которых ресурсы пока что не востребованы другими видами. Если количество ресурса в среде еще одного вида – патиентов (выносливцев, «верблюдов», устойчивых к стрессу) – вдруг резко возрастает, эксплеренты также могут воспользоваться этим, расширив популяцию, поскольку патиенты не могут оперативно отреагировать на ситуацию.

«Патиент» – это «выносливец», устойчивый к стрессу, который ассоциируется с верблюдом. Эти организмы способны пережить серьезные воздействия среды за счет специальных приспособлений, которыми их наградила эволюция. В большинстве случаев адаптационная стратегия патиентов зиждется на строгой экономии чрезвычайно ограниченного ресурса. Такие организмы не образуют плотных сообществ, и их популяции считаются разреженными, что на практике приводит к их соседству с популяциями других стратегий, например, виолентов.

Патиент-рудерал – это промежуточная стратегия между двумя описанными типами.

Приведенный перечень корреляций между Spectrum и другими типологиями не является исчерпывающим. Более подробной информацией мы делимся с нашими клиентами.
О Spectrum
Наш алгоритм машинного обучения работает на основе ответов 500000+ респондентов, которые прошли тесты MBTI и Big5 в соцсетях или на сайте. Результаты опроса послужили обучающей выборкой для алгоритма.

Точность определения одного из 4 психотипов Spectrum составляет 80+% (рассчитана на основе сравнения предсказаний алгоритма и результатов тестирования пользователей).

Spectrum – разработка компании DataFuel. Она базируется на научных исследованиях и типологиях с доказанной эффективностью, таких как Big5.

Spectrum – коммерческая типология, которая для определения типа использует компьютерную программу, считывающую открытые данные и оценивающая их по 250+ параметрам.

Кроме того, Spectrum – это поведенческая, а не саморепрезентативная история для пользователя, которая исключает возможность повлиять на результат оценки.

Эффективность подхода доказана практикой DataFuel.

Наш сервис APP DF и бесплатный бот Little Bro анализируют поведенческие особенности пользователей. В некоторых типологиях считается, что тип личности, определенный верно, существенно не меняется в течении жизни. В Spectrum все зависит от того, какие действия вы совершаете в ваших социальных сетях, поэтому наша типология и методика определения типа ближе к научным данным и поведенческим типологиям, а выводы, которые мы получаем на выходе, коррелируют с научными изысканиями и приносят больше пользы маркетологам.

Spectrum создана на основе интеграции научных работ и теорий, типологий, а также собственных исследований DataFuel.

При создании методологии мы использовали в том числе такие источники:

• BIG5 (50+ исследований) и иерархическая структура (BIG2)

• Лекции и книги Джордана Питерсона

• Пост-модернизационная теория ценностей Роналда Инглхарта

• Концепции базовых человеческих ценностей Шалома Шварца

• Модель Psychea (лекции и материалы)

• Акцентуации Личко (описания особенностей поведения)

• Ценностная модель Шварца (шкалы и интерпретации)

• DISC (описания психотипов)

• MBTI (открытые материалы)

• Ресурсные стратегии Раменского-Грайма.

Для маркетинга важно то, как люди ведут себя и возможность прогнозирования этого поведения, а не то, как люди оценивают себя сами (часто при этом давая социально одобряемые ответы).

Spectrum – это типология про ценности и про принятие решений. Она достаточно простая и понятная для широкой аудитории, а возможности для ее применения поистине огромны.