Описание психотипа Spectrum: прагматик
Описание психотипа
Чего боится?

Потерять время, цель, свой авторитет. Низкой эффективности, хаоса, необъяснимой информации, безответственности.

Как рискует?

Обдуманно, просчитывая каждый шаг. Прагматик готов на крупный риск, но следует логичному, взвешенному решению.

Как общается?

Избирательно и рационально. Чтобы привлечь внимание прагматика, сообщение должно быть честным и прозрачным. Чем более последовательно и логично изложена информация, тем лучше он ее усвоит.

Как принимает решения?

Неспешно и вдумчиво. Перед принятием решения прагматик разработает подробную стратегию успеха.

Как мыслит?

Структурно, логично и последовательно. Он отлично разбирается в своем деле, как правило эрудирован. Прагматика трудно сбить с толку.

Как тратит деньги?

Легко расстается с деньгами, если взамен получает нужный ему результат.

Прагматик редко распыляется на мелкие траты. Экономия времени и сил для него важнее сниженной цены.

Прагматики всегда в поиске новых знаний и лучших стратегий развития для продвижения к цели. Увидев потенциал технологии они могут мгновенно оценить ситуацию и сделать выгодное вложение. Прагматики могут совершать очень крупные приобретения, и мы видим, что часто они покупают самое дорогое, но они тратят не безоглядно под влиянием сиюминутного порыва, как новаторы, а всегда учитывают приобретаемую выгоду, соразмерную тратам.

К каким когнитивным искажениям склонен

Рационализация после покупки — тенденция убеждать себя с помощью рациональных аргументов, что покупка стоила своих денег.

Сопротивление, «дух противоречия» — потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.

Уклон в сторону поиска информации — тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.

Какие слова могут привлечь?


Структура, любопытство, эффективность, статус, признание, интересно. Больше слов – здесь.

Визуальные триггеры

«На автопилоте» могут лучше воспринимать изображения с более темной или более «холодной» суммой цвета.
Прагматики – это критическое мышление, контроль эмоций, стремление к эффективности во всём. Для них свойственен исследовательский азарт, поиск возможностей и глубокое проникновение в тайны мироздания. Они любят новые концепции, всевозможные теории и смелые идеи. Им не очень интересен мир эмоций и чувств. Как и романтиков, прагматиков можно назвать просоциальными личностями, которые естественным образом тянутся к построению/поддержанию сообществ.

Прагматики, как никто другой, ценят прогрессивные методы. Они активно следят за трендами, могут очень хорошо видеть будущий потенциал людей, идей и событий.

Высокая инновационность побуждает прагматиков больше обращать внимание на идеи, чем факты. Отсюда их идеалистичность и склонность к экспериментам.

Прагматикам нравится собирать и раскладывать для себя по полочкам по крупицам информацию о разных аспектах мира, в зависимости от того, чем они занимаются. Они хорошо видят логические противоречия и несоответствия.

Прагматики высоко ценят IT, новые технологии и все что связано с наукой.

В отличие от новаторов, прагматики не терзаются так часто этическими противоречиями, что позволяет им принимать более эффективные управленческие решения.

Высокая склонность к авантюризму, без сомнения, присуща данному психотипу.

По нашим исследованиям, прагматиков больше среди молодых мужчин.
Рекомендации по коммуникациям
Можно сказать, что прагматики не очень сильны в эмоциональном интеллекте и поэтому их коммуникации носят либо однообразно-позитивный, либо подчеркнуто нейтральный характер, что необходимо учитывать при контактах.

Tone of voice для этого психотипа должен быть выдержан в рамках логических аргументов, новизны отражаемых тенденций. Часто можно встретить хорошо работающий неформальный подход к коммуникации с прагматичными аудиториями. Используйте модные мемы, современные слова, заимствования из других языков.

Немало прагматиков находят себя в бизнесе, и в этой среде часто можно встретить ЛПР'ов с таким психотипом. Это может помочь для b2b-направления. Для этой аудитории в рекламных слоганах делайте упор на боли бизнеса. Хорошие жанры для публикаций в этом случае: «история успеха», интервью о бизнесе, совместных кейсах, сами кейсы.

В целом, в креативах прагматики оценят акценты на технологичность, эффективность, статусность. Насыщайте описания товаров разнообразными фактами, чтобы прагматики вовлекались в сравнение характеристик.
Прагматик в других типологиях
Согласно изысканиям и модели 16-ти личностных факторов Реймонда Кеттела, для прагматиков характерны рассудительность (абстрактно мыслящий, сообразительный, с более высокими общими умственными способностями, быстро обучающийся), храбрость (социально смелый, предприимчивый, «толстокожий», раскованный), скепсис (бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный), самонадеянность (самостоятельный, уверенный в себе, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный), эмоциональная стабильность (адаптивный, зрелый, спокойно смотрит в лицо реальности).

По модели Шварца для прагматиков важны такие ценности: свобода, творчество, ум, любопытство, амбициозность, независимость, самостоятельный выбор, самостоятельная ориентация, самоуважение, способность добиваться результата, достигать целей, успешность, влиятельность.

В типологии Большая Пятерка (Big Five), для прагматика характерны высокая открытость при низкой доброжелательности. Это означает, что они меньше ориентированы на постоянные контакты с людьми, при этом готовы пробовать новое и непривычное.

В типологии MBTI прагматики пересекаются с NT-типами. Для них характерна комбинация доминирующих функций интуиции и мышления. NT склонны подходить к жизни и работе логично и объективно. Им нравится использовать свою изобретательность, чтобы сосредоточиться на возможностях, особенно на тех, которые имеют техническое применение. Их часто можно встретить в профессиях, требующих безличного и аналитического подхода к идеям, информации и людям, и они, как правило, менее заинтересованы в карьерах, требующих теплого, отзывчивого и практического подхода к оказанию помощи людям.

В типологии DiSC для прагматика характерны логичные стили: экстравертные D и интровертные C. Несмотря на то, что среди прагматиков есть как экстраверты, так и интроверты, мы можем выделить чистый C-тип, как в целом более отражающий дух Прагматика. Если вкратце, то это означает, что в неблагоприятной обстановке прагматики будут проявлять себя в среднем менее активно.

Согласно базовым ценностным ориентациям Psychea ©, для прагматика важны уникальность, индивидуальность, достижение целей, а также власть.

По сегментационной модели Psychea ©, прагматики относятся к независимым и конкурентным типам (сегментация привязана к стратегиям Раменского-Грайма: независимый – виолент-патиент; конкурент – виолент).

«Виолент» в системе типов стратегий Раменского-Грайма – это «силовик», который ассоциируется в животном мире со львом. Применительно к животным и миру растений под виолентами понимаются такие организмы, у которых низкая интенсивность размножения, при этом большую часть энергии они затрачивают на поддержание жизни взрослых особей. Они абсолютно доминируют в сообществах, и примеси других стратегий в их популяциях незначительны. При нарушении условий существования виоленты уязвимы, поскольку менее склонны к приспособлению.

«Патиент» – это «выносливец», устойчивый к стрессу, который ассоциируется с верблюдом. Эти организмы способны пережить серьезные воздействия среды за счет специальных приспособлений, которыми их наградила эволюция. В большинстве случаев адаптационная стратегия патиентов зиждется на строгой экономии чрезвычайно ограниченного ресурса. Такие организмы не образуют плотных сообществ, и их популяции считаются разреженными, что на практике приводит к их соседству с популяциями других стратегий, например, виолентов.

Виолент-патиент – это промежуточная стратегия между двумя описанными типами.

Приведенный перечень корреляций между Spectrum и другими типологиями не является исчерпывающим. Более подробной информацией мы делимся с нашими клиентами.
О Spectrum
Наш алгоритм машинного обучения работает на основе ответов 500000+ респондентов, которые прошли тесты MBTI и Big5 в соцсетях или на сайте. Результаты опроса послужили обучающей выборкой для алгоритма.

Точность определения одного из 4 психотипов Spectrum составляет 80+% (рассчитана на основе сравнения предсказаний алгоритма и результатов тестирования пользователей).

Spectrum – разработка компании DataFuel. Она базируется на научных исследованиях и типологиях с доказанной эффективностью, таких как Big5.

Spectrum – коммерческая типология, которая для определения типа использует компьютерную программу, считывающую открытые данные и оценивающая их по 250+ параметрам.

Кроме того, Spectrum – это поведенческая, а не саморепрезентативная история для пользователя, которая исключает возможность повлиять на результат оценки.

Эффективность подхода доказана практикой DataFuel.

Наш сервис APP DF и бесплатный бот Little Bro анализируют поведенческие особенности пользователей. В некоторых типологиях считается, что тип личности, определенный верно, существенно не меняется в течении жизни. В Spectrum все зависит от того, какие действия вы совершаете в ваших социальных сетях, поэтому наша типология и методика определения типа ближе к научным данным и поведенческим типологиям, а выводы, которые мы получаем на выходе, коррелируют с научными изысканиями и приносят больше пользы маркетологам.

Spectrum создана на основе интеграции научных работ и теорий, типологий, а также собственных исследований DataFuel.

При создании методологии мы использовали в том числе такие источники:

• BIG5 (50+ исследований) и иерархическая структура (BIG2)

• Лекции и книги Джордана Питерсона

• Пост-модернизационная теория ценностей Роналда Инглхарта

• Концепции базовых человеческих ценностей Шалома Шварца

• Модель Psychea (лекции и материалы)

• Акцентуации Личко (описания особенностей поведения)

• Ценностная модель Шварца (шкалы и интерпретации)

• DISC (описания психотипов)

• MBTI (открытые материалы)

• Ресурсные стратегии Раменского-Грайма.

Для маркетинга важно то, как люди ведут себя и возможность прогнозирования этого поведения, а не то, как люди оценивают себя сами (часто при этом давая социально одобряемые ответы).

Spectrum – это типология про ценности и про принятие решений. Она достаточно простая и понятная для широкой аудитории, а возможности для ее применения поистине огромны.